04.08.2016
В целях реализации Национального плана по сохранению и повышению лесистости территории Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства подготовили проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лесовосстановления и лесоразведения» (законопроект «О лесовосстановлении и лесоразведении»).
Законопроектом предлагается внесение ряда изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации. Так, цель сохранения и увеличения лесистости, как результат воспроизводства лесов, предложено определить одним из основных принципов лесного законодательства, установленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим работы по лесовосстановлению. Такие лица обязаны быть обеспеченны специализированным оборудованием, техникой, лесными семенами и посадочным материалом, необходимыми для качественного выполнения лесовосстановления.
В законопроекте предложен новый порядок создания «компенсационных» лесов на площадях, которые должны быть не менее площадей лесов, вырубаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, размещении в лесу объектов переработки древесины.
Кроме того, Законопроектом предусмотрено, что лица, которые ходатайствуют о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, также обеспечивают создание «компенсационных» лесов на площадях, не менее исключаемых из лесного фонда.
Такие «компенсационные» леса будут создаваться в границах того субъекта Российской Федерации, на территории которого вырубаются лесные насаждения под объекты или переводятся в земли иных категорий, по нормативам и в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации.
В отношении организации воспроизводства лесов на арендованных лесных участках в качестве меры экономического стимулирования предлагается определить, что в случае качественного выполнения лесовосстановления до стадии отнесения площадей лесовосстановления к землям, занятым лесными насаждениями, арендатор лесного участка получает скидку по арендной плате. Таким образом, в лесное хозяйство будут внедряться инновационные технологии, обеспечивающие гарантированное качественное лесовосстановление, например, за счет использования посадочного материала с закрытой корневой системой.
В целях обеспечения публичности и возможности общественного контроля за деятельностью по планированию и выполнению воспроизводства лесов Законопроектом предложено обязать региональные органы власти не реже одного раза в полугодие размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» аналитическую информацию о площадях, на которых возможно лесовосстановление или лесоразведение, и площадях, на которых оно планируется и выполнено.
«Законопроект содержит подходы и к защитному лесоразведению, и к сохранению городских лесов, и к монетизации обязанностей арендаторов по принципу экологического сбора в том числе, когда можно заменить выполнение работ уплатой денег квалифицированному подрядчику. Устанавливаются более жесткие квалификационные требования к самим арендаторам, чтобы они не могли, например, вырубить больше, чем они восстанавливают. То есть достаточно жесткий принцип, но я считаю, что в текущих условиях его нужно применять», – комментирует документ Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Рослесхоза Иван Валентик.
Информсправка: На протяжении последних 6 лет наблюдается стабильная тенденция снижения лесистости территории Российской Федерации, примерно на 0,2 % ежегодно. Снижение лесистости происходит в результате нескольких основных причин – недостаточного лесовосстановления после лесозаготовки и вывода земель из лесного фонда в другие категории.
Наблюдается дисбаланс в сторону площади рубок – рядом регионов работы по восстановлению лесов после заготовки леса проводятся не в полном объеме, в том числе из-за недостаточного финансирования и сокращения лесокультурных периодов в связи с общим изменением климата.
Вторая причина снижения лесистости – невозвратные потери площадей при переводе земель лесного фонда в другие категории в целях строительства инфраструктурных объектов – автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередачи.