02.08.2016

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской 2 августа провел заседание Коллегии Минприроды, посвященное проблеме охраны лесов от пожаров и итогам недавней проверки Федерального агентства лесного хозяйства Генеральной прокуратурой Российской Федерации. На заседании Коллегии были заслушаны доклады Заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика и представителей субъектов Российской Федерации.

Участие в Коллегии приняли представители Генеральной прокуратуры РФ, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам Владимир Кашин, руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров, директор Департамента государственной политики в сфере лесного хозяйства Андрей Грибенников, председатель Общественного Совета при Минприроды России Николай Касимов, председатель Общественного Совета при Рослесхозе Евгений Шварц.

При проведении проверки Генеральной прокуратурой был сделан акцент на соблюдении законности при обеспечении пожарной безопасности в лесах, поэтому основной темой доклада Руководителя Федерального агентства лесного хозяйства стала проведенная в начале 2016 года подготовка к пожароопасному сезону 2016 года и стабилизация лесопожарной обстановки в стране на текущий момент.

«Согласно законодательству, ответственность в сфере тушения пожаров и, еще важнее – профилактики и восстановления лесных площадей, лежит на региональных властях. Очевидно, сегодня мы можем констатировать, что основная причина пожаров – это не просто человеческий, но административный фактор. Другими словами причины пожаров – в качестве работы административных органов», – констатировал Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

В рамках межрегионального маневрирования с начала года было произведено 30 перебросок ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» в семь регионов Российской Федерации (Уральский, Сибирский и Дальневосточный ФО). Передислоцировано 1 123 работника парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана». Отработано на тушении лесных пожаров работниками 24 тыс. чел./дней.

«Сегодня мы можем констатировать, что основная причина пожаров – это не просто человеческий, но и административный фактор. Стихия, перефразируя М.Булгакова – в головах у региональных властей, а не в сложных природных условиях. Прогнозировать погодную ситуацию мы научились во всех регионах, а вот работать научились не во все из них», – подчеркнул Сергей Донской.

Ключевой проблемой, обозначенной в письме первого заместителя генпрокурора, направленном на имя Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, стала проблема недостаточного финансового обеспечения переданных субъектам РФ полномочий по управлению лесами.

«Там, где подготовка велась в соответствии с требованиями Рослесхоза, где сформирована слаженная система мониторинга, оповещения и тушения возгораний на ранних стадиях, где подготовлена необходимая техника и резервы ГСМ, мы фиксируем небольшие площади пожаров. Причинно-следственная связь – самая прямая. Хорошо подготовились – справились. И пенять на отсутствие средств на тушение – перекладывать с больной головы на здоровую. На подготовку необходим значительно меньший объем средств. Я могу сделать только один вывод – это халатное отношение, просто преступное отношение к нашим лесным богатствам, к гражданам, проживающим на вверенных вам территориях», – комментирует ситуацию Сергей Донской.

В период с 2014 по 2016 год ежегодно запланированные расходы на охрану лесов от пожаров составляли 4,1 млрд рублей, в том числе расходы на профилактические мероприятия по тушению лесных пожаров 3,4 млрд рублей, расходы на тушение лесных пожаров 0,7 млрд рублей. По факту же расходы на тушение лесных пожаров, превышали плановые расходы более чем в 3 раза и составляли в денежном выражении более 2,5 млрд. рублей ежегодно. В результате ежегодно складывается кредиторская задолженность по затратам на тушение лесных пожаров, в 2015 году за период 2014 года - 0,5 млрд. рублей, в 2016 году по итогам 2015 года – 0,6 млрд рублей.

С учетом неблагоприятного развития в текущем году лесопожарной обстановки на территории Сибири и Дальнего Востока, субъектам РФ данных регионов на мероприятия по профилактике и тушению лесных пожаров 2016 года выделено дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций в объеме 426,1 млн. рублей и кроме того требуется дополнительно 1,3 млрд. рублей.

В целях погашения задолженности по тушению лесных пожаров, Рослесхозом ежегодно формируются предложения по перераспределению направлений расходования бюджетных средств (в т.ч. субсидия на приобретение лесопожарной техники) в пользу погашения задолженности перед организациями, участвовавшими в тушении лесных пожаров, в частности в 2016 году Рослесхозом подготовлены проекты нормативных правовых актов, направленных на погашение кредиторской задолженности в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах по затратам на тушение лесных пожаров за 2015 год в объеме 0,6 млрд. рублей, по которым в настоящее время завершаются процедуры согласования в Минфине России и МЧС России.

«Обращаю Ваше внимание, что подобная практика, когда Рослесхозом, за счет собственных средств, предусмотренных на отдельные направления деятельности Агентства, решаются проблемы долгов перед участниками тушения лесных пожаров в субъектах Российской Федерации, является пагубной и противоречащей нормам бюджетного законодательства. Понесенные сверх лимитов доведенного финансирования затраты субъектов РФ направляются на компенсацию в Рослесхоз, при том что большая часть такого рода затрат осуществляется в режиме ЧС, при котором в соответствии с 68-ФЗ затраты осуществляются за счет собственных средств, и должны компенсироваться за счет средств Резервного фонда Правительства РФ», – подчеркнул Иван Валентик.

В целях повышения эффективности и объективности расходования средств субвенций на переданные полномочия в сфере лесных отношений, Рослесхозом разработан проект методики распределения субвенций, который более полно и точно, по отношению к действующей методике, учитывает природно-климатические условия ведения лесного хозяйства.

«Вместе с тем, хотел бы обратить внимание, что без изменения общего объема финансирования, в настоящее время это 50% от нормативно обоснованной потребности, даже принятие новой методики распределения субвенций не приведет к желаемому результату. Восстановив справедливость в распределении субвенций, мы будем справедливо недофинансировать все субъекты РФ», – подчеркнул руководитель Рослесхоза.

Рослесхозом ежегодно, в рамках подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, формируются предложения по дополнительному финансированию переданных полномочий, в частности на 2016 год было заявлено дополнительное финансирование на проведение мероприятий по профилактике и тушению лесных пожаров в регионах Сибири и Дальнего Востока в объеме 3,1 млрд. рублей, в том числе: на профилактику и тушение лесных пожаров - 1,5 млрд. рублей; на увеличение кратности авиапатрулирования - 1,6 млрд. рублей. Кроме того для поддержания пожарной безопасности в указанных регионах было заявлено дополнительное финансирование в объеме 1,3 млрд. рублей на увеличение численности парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) ФБУ «Авиалесоохрана» до 1 500 человек. Данные предложения не были поддержаны на уровне Минфина России.

По итогам работы Коллегии было принято решение проработать вопрос о привлечении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, к ответственности за неисполнение предписаний, выданных по результатам проверок.

Также Рослесхоз должен взять под особый контроль состояние противопожарного обустройства лесов, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащенность уполномоченных органов техникой и оборудованием для пожаротушения, а так же обеспечение достаточного финансирования противопожарных мероприятий.

По информации сайта Рослесхоза http://www.rosleshoz.gov.ru